Cтраница 105 из 129
МЕТОДЫ ПОДБОРА СИЛОВОЙ ПЕРЕДАЧИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТОПЛИВНОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ
Уровень топливной экономичности, установленный для какого-либо уже существующего или создаваемого автомобиля, должен определяться строго при заданном ездовом цикле и вполне определенным методом. Введение законодательства, устанавливающего средний показатель топливной экономичности (CAFE — the corporate average fuel economy), обязательный для производителей автомобилей, может быть причиной запрета продажи некоторых моделей автомобилей в течение данного года. Устанавливаемый законодательством средний показатель год от года может меняться, но стремление к повышению показателей топливной экономичности, устанавливаемых федеральным законом, можно считать постоянным. Проектирование и создание линий по выпуску автомобилей начинаются за несколько лет до начала их производства, что придает особое значение прогнозированию топливной экономичности и экспериментальным методам выявления способов ее повышения.
Разнообразные факторы, влияющие на топливную экономичность, можно объединить в следующие категории.
1. Общие требования, предъявляемые к автомобилю, и его показатели.
2. Требования, устанавливаемые законодательством.
3. Технические требования, предъявляемые при выпуске.
4. Задачи повышения конкурентоспособности.
5. Показатели эффективности элементов силовой передачи.
6. Рабочий объем двигателя.
7. Передаточные числа коробки передачи и главной передачи.
Подбор силовой передачи представляет собой способ оптимизации топливной экономичности автомобиля путем определения наилучшей совокупности параметров силовой передачи, удовлетворяющих всем заданным требованиям. Сложное взаимное влияние различных параметров проще всего проанализировать с помощью достаточно полной программы расчета на ЭВМ. Однако прогнозирование топливной экономичности по результатам расчетов на ЭВМ чаще всего осуществляется для оценки эффектов изменения значений тех или иных параметров. Вследствие возможных погрешностей расчетов абсолютные значения показателей топливной экономичности обычно определяются путем корректировки известных результатов базовых экспериментов.
В этой главе анализируется роль основных параметров силовой передачи и автомобиля, среди которых:
1) расход топлива двигателем в диапазоне рабочих скоростей и нагрузок;
2) рабочий объем двигателя;
3) ездовые циклы;
4) приемистость, способность преодолевать подъемы и максимальная скорость автомобиля;
5) показатели эффективности трансмиссии и коробки передач;
6) передаточные числа и режимы переключения передач. Роль этих параметров будет исследована подробно. Способы уменьшения расхода топлива двигателем, снижения токсичности отработавших газов и уменьшения сопротивления качению рассмотрены в других главах.
|