Cтраница 30 из 129
Ухудшению экономичности при применении неэтилированного бензина уделялось много внимания. Анализ ситуации в США и ФРГ проведен Дартнеллом.
Были разработаны методы фильтрации, позволяющие уменьшить содержание свинца в отработавших газах, созданные фильтры позволяют улавливать до 50 % (70 % в городских условиях) свинца.
Разработаны также методы нейтрализации с помощью благородных металлов отработавших газов при применении бензинов, содержащих 0,15 г/л свинца. Галогены-раскислители свинца (хлор, бром) участвуют в отравлении катализаторов, и при малом содержании свинца в топливе от них можно отказаться, по крайней мере в мощных европейских двигателях.
Несомненно, что применение свинца будет продолжаться во многих районах мира с малой плотностью населения, а с учетом предстоящей нехватки углеводородов он, возможно, будет применяться еще шире, хотя, вероятно, ограниченность запасов свинца будет сдерживать его применение даже в большей степени, чем токсичность.
Теории антидетонационного действия свинца. Исключительная активность свинца объясняется с помощью двух основных теорий. Обе эти теории сходятся в том, что свинец проявляет активность в составе окиси свинца, но расходятся в оценке того, в каком состоянии находится при этом окись свинца. Норриш с помощью динамической спектроскопии показал наличие большого количества молекул при моделировании антидетонационного действия свинца и убедительно продемонстрировал ингибирующее действие паров окиси свинца. Уолш, с другой стороны, при испытаниях двигателей и при лабораторных исследованиях торможения реакций окисления применял окись свинца в твердом состоянии и получил результаты в пользу теории антидетонационного действия «тумана».
Хотя в условиях детонационного сгорания РЬО может одновременно присутствовать и в аэрозольном и в молекулярном состояниях, теория «тумана» более привлекательна, и именно она получила большую поддержку.
|