Cтраница 32 из 129
Нет никаких оснований считать, что в современных двигателях детонационное сгорание представляет собой явление, аналогичное наблюдаемой детонации в длинных трубах, точно также нельзя с полной уверенностью считать, что самовоспламенение последней части заряда может служить единственной причиной детонационного сгорания. Относительно спокойное происходящее с шипящим звуком самовоспламенение в двигателе, приводимом в движение от другого двигателя, подтверждает сказанное, хотя оно и происходит в более поздний момент времени. При увеличении степени сжатия с целью приближения момента самовоспламенения к ВМТ шум становится интенсивным и начинает походить на детонационный стук. Самовоспламенение в двигателе происходит подобно самовоспламенению в лабораторных условиях, но при более высоких температурах и давлениях и гораздо быстрее.
Одновременное самовоспламенение в нескольких местах последней части заряда наблюдалось Мейлом и Уидроу и Рассуилером. Это подтверждает предположение Эколза и др., что детонационное сгорание сопровождается образованием детонационной волны в последней части заряда вследствие каскадного процесса, начинающегося в небольшом числе очагов самовоспламенения. Указанное предположение, вероятно, верно (очень трудно зафиксировать подобный взрывной процесс ионными зондами), но в любом случае последнюю часть заряда можно уподобить тонкому слою сжатого газообразного взрывчатого вещества в виде дуги, охватывающей около 90° поверхности цилиндра. Последняя часть топливного заряда образует «профилированный заряд взрывчатого вещества» с энергией, достаточной для образования многократно отражающейся ударной волны.
Было бы наивно считать, что какая-либо из предложенных теорий верна в целом. На данном этапе лучше, следуя Миллеру, полагать, что рациональное зерно есть в каждой из них.
|