Cтраница 56 из 129
Трение и смазка, подобно свободе, по-настоящему ценятся лишь тогда, когда их нет. Трение представляет собой сопротивление движению при перемещении, и все механизмы расходуют энергию на преодоление сил трения, поскольку их части перемещаются друг относительно друга. С помощью смазки в некоторых случаях можно регулировать трение, однако очень часто, как это имеет, например, место в двигателях, основные потери механической энергии связаны со сдвигом пленок жидких смазок.
Обычно трение представляется как сопротивление перемещению друг относительно друга сухих твердых поверхностей. Коэффициент трения р. обычно определяется именно для такого случая, численно он равен частному от деления силы F, вызывающей относительное перемещение, на силу или нагрузку W прижатия поверхностей. Коэффициент трения для сухих поверхностей может принимать значения от 0,05 до 10 или даже еще больше, однако для металлов его значения обычно располагаются в диапазоне от 0,1 до 0,7.
Трение проявляется и во многих других случаях, отличных от указанных выше. Например, сопротивление вращению, возникающее во вращающихся элементах подшипников и при вращении шин, называется трением качения. Сопротивление течению жидкостей относительно твердых тел называется гидродинамическим трением и, наконец, некоторые виды сопротивления деформации Твердых тел называются внутренним трением.
Некоторые из указанных видов трения проявляются в механических узлах автомобиля, о них будет сказано ниже. Вероятно, Наиболее удивительно то, что смазка в автомобилях предназначена не только для уменьшения трения, но и для продления жизни механизмов. Основное назначение смазки состоит не в предотвращении износа, а в предотвращении таких катастрофических видов разрушения поверхностей, каким является, например, истирание. Некоторые типы износа и основы теории смазки будут описаны ниже. В последующих разделах внимание сосредоточено на рассмотрении механических деталей средней точности обработки из обычных металлов, которые и встречаются в автомобилях.
|