Cтраница 82 из 129
Один из случаев критической конфигурации для автомобилей описан Джанссеном и Хучо. Они экспериментально исследовали влияние на аэродинамическое сопротивление изменения угла наклона крыши задней части автомобиля и обнаружили, что в малом диапазоне значений углов наклона крыши (25—35°) кривая аэродинамического сопротивления имеет большой локальный максимум.
Следует отметить, что большинство, если не все, приведенных примеров критических конфигураций были обнаружены случайно, никакого критического поведения заранее не ожидалось. Тот факт, что увеличение аэродинамического сопротивления часто было неожиданным, связан со сложностью и трудностями исследования потоков, при которых оно возникает. Это означает, что для выявления критических конфигураций и описаний их поведения следует использовать результаты систематических экспериментальных исследований. Наконец, приведенные выше примеры показывают, что критичность конфигурации может быть причиной заметного повышения аэродинамического сопротивления, и это следует иметь в виду конструкторам автомобилей.
Профилирование задней части кузова. Автомобили являются лишь одним из примеров тел необтекаемой формы, имеющих практическое приложение. Существует большое количество литературы, посвященной обтеканию тел необтекаемой формы вообще и в связи с другими различными приложениями. Вопрос возможности применения литературы о телах необтекаемой формы к автомобилям рассмотрен в обзорах Маулла и Мейра. Они установили, что в большинстве работ, посвященных телам необтекаемой формы, рассматриваются простые двумерные тела, такие как круговые цилиндры и затупленные профили крыльев, в меньшей части работ рассматриваются простые осесимметрич-ные тела. Особое внимание уделялось изучению донных течений, т. е. течений потока, оторвавшегося от затупленного конца тела, и различным средствам уменьшения донного сопротивления.
|