Cтраница 83 из 129
Основное внимание обращалось на увеличение донного давления, был предложен и испытан ряд средств осуществления этого увеличения. Показано, что некоторые из этих средств весьма эффективно уменьшают донное сопротивление двумерных тел. Примерами могут служить рассекатели, помещенные вдоль центральной линии тела в непосредственной близости к нему в спутной струе для того, чтобы изолировать друг от друга два оторвавшихся пограничных слоя; донный отсос — выброс воздуха с малой скоростью в область отрыва потока в конце тела; аспирационная кавитация — образование кавитационных полостей в дне и перфорирование их стенок; нанесение надрезов или зазубрин по краям, цель которых препятствовать вихреобразованию, и придание задней части обтекаемой формы — сужение боковых стенок задней части кузова.
Анализируя все эти методы уменьшения аэродинамического сопротивления, Мейр пришел к выводу, что эффективность большинства из них обусловлена эффектом ослабления или исключения вихреобразования. Известно, что обычно вихреобразование является фактором, в основном определяющим величину донного сопротивления двумерных тел. Однако, поскольку в спуных струях осесимметричных и трехмерных тел вихреобразование в непосредственной близости у тел, как правило, очень мало, эти методы для таких тел будут, по-видимому, мало эффективны. Донное давление у осесимметричных и трехмерных тел всегда намного меньше, чем у двумерных, различие в основном обусловлено отсутствием вихреобразования. Мейр привел несколько примеров, показывающих, насколько снижается эффективность этих методов при применении их к осесимметричным телам. Эффективность снижения донного сопротивления уменьшается на порядок. Еще более удивительная вещь происходит при применении к осесимметричным телам метода создания кавитационных полостей, одного из наиболее эффективных методов для двумерных тел. В результате применения этого метода при продольном обтекании осесимметричного цилиндра было установлено,.что кавитационные полости малой глубины незначительно уменьшали аэродинамическое сопротивление, а кавитационные полости, глубина которых превышала половину диаметра цилиндра, намного увеличивали сопротивление. Это чрезвычайно большое увеличение сопротивления пока еще не получило объяснения.
|