Cтраница 89 из 129
Движущей силой потока вдоль нижней поверхности таких крыльев является давление над боковой кромкой и на верхней поверхности, где поток отрывается и образуются движущиеся вихри. Эти вихри проходят вблизи верхней поверхности и создают область пониженного давления под собой, результатом чего является возникновение перпендикулярной к поверхности силы, составляющими которой являются подъемная сила и сила сопротивления. Эта подъемная сила, называемая вихревой подъемной силой, увеличивает подъемную силу, которая существовала бы при безотрывном обтекании. Вихревая подъемная сила нелинейна, ее величина возрастает примерно пропорционально квадрату угла атаки. Отношение величины вихревой подъемной силы к величине подъемной силы при безотрывном обтекании увеличивается с уменьшением относительного удлинения (большая часть верхней поверхности подвергается воздействию вихрей) и с увеличением угла атаки.
Автомобили представляют собой сравнительно толстые тела малого удлинения, так что ни теория Ланчестера — Прандтля, ни модель Полхамуса — Ламара к ним непосредственно неприменимы, но более подходящей для них представляется последняя. Следовательно, можно ожидать, что сопутствующее подъемной силе аэродинамическое сопротивление автомобиля будет пропорционально величине CL в степени, меньшей 2. Однако, прежде чем применять для автомобиля соотношения такого типа, следует учесть, что частично действующая на автомобиль подъемная сила обусловлена земной поверхностью (или ее «образом»), благодаря чему возникают дополнительные трудности. Вследствие указанных обстоятельств нет никакой гарантии, что путем устранения подъемной силы, например, в результате изменения ориентации кузова, удастся минимизировать аэродинамическое сопротивление. Минимум может достигаться при наличии малой подъемной силы.
|