Cтраница 97 из 129
Вращающиеся колеса. По соображениям практического плана колеса автомобиля частично открыты. Их плохо обтекаемая форма вносит определенный вклад в полное аэродинамическое сопротивление, относительная величина этого вклада по мере совершенствования формы автомобиля увеличивается. Почти во всех испытаниях в аэродинамических трубах колеса автомобилей неподвижны. В реальной ситуации колеса вращаются в направлении, противоположном потоку воздуха, что создает дополнительный источник образования сопротивления, отсутствующий при испытаниях в аэродинамической трубе. В соответствии с данными, полученными на аэродинамической трубе «Пининфарина» в Италии, при испытаниях автомобилей с вращающимися и неподвижными колесами, эффект вращения колес легкового автомобиля состоит в небольшом увеличении коэффициента аэродинамического сопротивления на 0,05. Картина обтекания вращающегося колеса очень сложна. Описание потока около отдельно расположенного колеса можно найти в работе Факкрелла и Харви, а обтекание вращающегося колеса в проеме описано Скибор-Рыльским.
Кавитационное обтекание. Все сказанное ранее относилось к обтеканию закрытого кузова автомобиля. При открытых боковых окнах аэродинамическое сопротивление обычно увеличивается. Однако возможны и исключения, о чем свидетельствуют данные Кертца, который определил аэродинамическое сопротивление автомобилей с закрытыми и открытыми передними окнами. Хотя для большинства автомобилей при нулевом отклонении направления потока от направления движения коэффициент аэродинамического сопротивления увеличился при открытии окон для четырех он уменьшился (для одного из автомобилей на 4 %).
При некотором значении угла отклонения направления потока от направления движения открытие окон сказывается более неблагоприятно. Раскрытие крыши или откидывание верха у кузова с откидным верхом тоже приводит к значительному увеличению аэродинамического сопротивления, а полное удаление откидного верха приводит к очень большому увеличению сопротивления. Аналогичной этой является проблема аэродинамики пикапов с открытой полезной частью кузова. Этот вопрос исследовался Гетцом, который показал, что раскрытие полезной части кузова пикапа приводит к значительному увеличению аэродинамического сопротивления. Гетц исследовал возможность использования системы вертикально расположенных экранов для расщепления потока, набегающего на полезную часть кузова. Однако, хотя такие устройства действительно уменьшают аэродинамическое сопротивление, они не получили широкого распространения. Иногда высказываются суждения, что открытие задней двери пустого пикапа уменьшит его аэродинамическое сопротивление в результате взаимодействия вертикально расположенной двери с потоком, обтекающим кабину и набегающим на полезную часть кузова. Однако никаких данных, подтверждающих это вполне правдоподобное утверждение, в литературе нет.
|