Cтраница 98 из 129
АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА ФОРМЫ АВТОМОБИЛЯ
Процесс создания формы автомобиля обычно начинается в отделах стилизации формы, перед которыми ставится задача создания конструкции, отвечающей заданным требованиям. Задаваемые требования включают в себя такие параметры, как объем внутреннего салона (число пассажиров), масса, категория и назначение автомобиля (семейный, спортивный, специальный и т. п.).
Этот первый вариант испытывается затем в аэродинамической трубе. В процессе этих испытаний аэродинамики ищут пути уменьшения аэродинамического сопротивления, изменяя форму пластилиновых моделей автомобиля. При этом аэродинамики полагаются на собственный опыт, накопленный при создании других автомобилей, и основное внимание уделяют небольшим изменениям отдельных деталей модели. Очень малые изменения часто оказывают большое влияние на аэродинамическое сопротивление, и, изменяя большое количество деталей по результатам измерения сил, наблюдений за дымным следом, наклеенными кистями и нанесенными на поверхность маслом или чернилами, можно добиться довольно значительного уменьшения полного сопротивления. Такое применение аэродинамики при создании автомобиля часто называется аэродинамической настройкой или оптимизацией. Именно такой подход к аэродинамике автомобиля наиболее распространен в настоящее время. Основная его предпосылка заключается в том, что исходный стиль формы автомобиля должен быть сохранен в той степени, в какой это возможно, и снижение аэродинамического сопротивления достигается лишь за счет небольших изменений формы автомобиля, не меняющих его внешнего вида.
Особое внимание они уделяют скруглению углов и острых кромок для минимизации срывов потока в передней части автомобиля, уменьшению сопротивления нижней части кузова и формированию области отрыва потока в задней части. Один из типичных примеров, взятый из работы Гухо и др., относится к оптимизации формы в месте расположения фары. Этот пример показывает, что применение закрывающего детали фары обтекателя позволяет уменьшить коэффициент аэродинамического сопротивления на 0,05.
Поскольку одной из задач аэродинамической настройки является сохранение внешнего вида автомобиля, ясно, что она не может быть средством создания автомобиля с действительно малым аэродинамическим сопротивлением, и ее возможности в этом смысле ограничены. В этом слабость аэродинамической настройки, но следует иметь в виду, что она позволяет заметно уменьшить аэродинамическое сопротивление даже в тех случаях, когда предпочтение отдается внешнему виду автомобиля.
|