Cтраница 70 из 129
При движении на автомобиль действуют три различные силы — сопротивление качению, аэродинамическое сопротивление и составляющая силы тяжести, — которые действуют противоположно силе тяги, движущей автомобиль. В простейшем случае, когда автомобиль движется по ровной дороге с постоянной скоростью, в движении участвуют только первые две силы. Величина первой силы сопротивления качению зависит от конструкции шины и давления воздуха в ней, эта сила пропорциональна массе автомобиля. Ее величина практически постоянна — она лишь незначительно увеличивается с увеличением скорости и очень мало зависит от формы автомобиля. Аэродинамическое сопротивление, напротив, существенно зависит от скорости автомобиля. Его величина пропорциональна площади лобовой поверхности автомобиля и квадрату скорости воздуха. При очень малых скоростях аэродинамическое сопротивление пренебрежимо мало по сравнению с сопротивлением качению, однако при больших скоростях аэродинамическое сопротивление быстро возрастает, и, практически, именно оно составляет основную часть полного сопротивления.
Тот факт, что аэродинамическое сопротивление быстро возрастает с увеличением скорости, хорошо известен, именно это обстоятельство послужило причиной ошибочного мнения, что аэродинамическое сопротивление играет важную роль лишь при больших скоростях. Это совсем не так. С помощью простой линейки можно разобраться в этом вопросе и оценить скорость, при которой роль аэродинамического сопротивления действительно становится важной, т. е. так называемую переходную скорость. Это скорость установившегося движения, при которой сила аэродинамического сопротивления; равна силе трения качения. Для современных автомобилей эта скорость оценивается примерно в 50 км/ч, а учитывая тенденцию к облегчению автомобилей и уменьшению сопротивления качению шин, можно сказать, что для автомобилей будущего переходная скорость станет еще меньше.
|